Госдума в первом чтении приняла законопроект с поправками в два закона: о порядке формирования и использования целевого капитала НКО и об аудиторской деятельности.
Согласно новому закону, предлагается отменить правило об обеспечении НКО аудита годовой бухгалтерской отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, распределением дохода от него, балансовая стоимость имущества которого превышает 20 млн рублей. Вместо этого в законе прописывается обязательная проверка, которую обязана проводить аудиторская организация, при этом заключение должно составляться по стандартам аудиторской деятельности и должно содержать мнение о достоверности указанного отчёта. Однако это не будет касаться специализированных организаций управления целевым капиталом.
Критерий, при котором управляющая компания должна обеспечить проверку отчёта по управлению имуществом, не меняется и составляет 45 млн рублей. При этом обязательный сейчас аудит будет заменён на проверку аудитором.
Также устанавливается новое требование к аудиторскому заключению для получателей дохода от использования целевого капитала, которые не являются его собственниками. В нем должно содержаться мнение о соблюдении данным получателем дохода порядка использования этого дохода, установленного законом.
Замена аудита проверками объясняется тем, что закон о бухучете не предусматривает «бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с ...». Иначе говоря, есть эта отчетность как таковая, но нет указания на связь с чем-либо.
Пункт 4 статьи 4 закона об аудиторской деятельности на данный момент устанавливает, что индивидуальный аудитор вправе вести аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги, если иное не предусмотрено данным законом. Согласно правкам, в закон добавят: «другими федеральными законами», где «иное предусмотрено», там индивидуальный аудитор не вправе проводить аудит и оказывать прочие услуги. Как итог, этот запрет предлагается расширить за счет сферы действия других законов. Если сейчас аудит в отношении НКО индивидуальным аудиторам разрешается проводить, то смогут проводить только организации.
«Законопроект предполагает, что заключение по проверке Годового отчета должно составляться по стандартам аудиторской деятельности и должно будет содержать мнение о его достоверности, вероятнее всего, это повлечет внесение изменений/дополнений в стандарты аудиторской деятельности. Так как Годовой отчет некоммерческой организации основан на показателях бухгалтерской отчетности, аудитору необходимо будет провести тщательную проверку этой отчетности и следовать всем требованиями МСА. Начало введения изменений к Законам планируется с 01.09.2024 г., следовательно, Годовые отчеты начиная с 2024 г. подлежат обязательной проверке аудиторскими организациями.», - комментирует юрист Санкт-Петербургского экспертно-правового центра.